07.06.2015

День всех Святых.

Неде­лю то­му на­зад за­вер­шил­ся соб­ствен­но Пас­халь­ный цикл. Под­ве­дем неко­то­рые ито­ги.

Те­мы по­ка­ян­ных ве­ли­ко­пост­ных недель го­то­вят хри­сти­ан к осмыс­лен­ной встре­че Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния.

Две бли­жай­шие от Пас­хи неде­ли по­свя­ще­ны вос­по­ми­на­нию событий, непо­сред­ствен­но с ней свя­зан­ных. Те­мы трех по­сле­ду­ю­щих недель ос­но­ва­ны на трех важ­ных эпи­зо­дах еван­гель­ской ис­то­рии, явив­ших­ся под­го­то­ви­тель­ны­ми сту­пе­ня­ми к Вос­кре­се­нию. В них Хри­стос яв­ствен­но от­крыл Свое Бо­го­сы­нов­ство, но лишь со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха в День Пя­ти­де­сят­ни­цы поз­во­ли­ло Его уче­ни­кам, в стра­хе бе­жав­шим из ноч­но­го Геф­си­ман­ско­го са­да, по­нять ис­тин­ный смысл при­ше­ствия Мес­сии.

Празд­но­ва­ние Пя­ти­де­сят­ни­цы, в на­ру­ше­ние фор­маль­ной хро­но­ло­гии, пред­ва­ря­ет­ся на­по­ми­на­ни­ем о са­мом, быть мо­жет, дра­ма­тич­ном пе­ри­о­де зем­но­го бы­тия Хри­сти­ан­ской Церк­ви (это Неде­ля свя­тых от­цов Пер­во­го Все­лен­ско­го со­бо­ра). В этом за­клю­чен глу­бо­кий смысл.

Все по­сле­ду­ю­щие неде­ли (вос­кре­се­нья) про­сто ну­ме­ру­ют­ся в бо­го­слу­жеб­ном ка­лен­да­ре как «неде­ли по Пя­ти­де­сят­ни­це». Каж­дая их них име­ет свое опре­де­лен­ное апо­столь­ское и еван­гель­ское чте­ние, но лишь неко­то­рым при­сво­е­ны ин­ди­ви­ду­аль­ные на­зва­ния. Этот «Пя­ти­де­сят­нич­ный цикл» охва­ты­ва­ет по­чти две тре­ти го­да и за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ред Неде­лей о мы­та­ре и фа­ри­сее – пер­вой под­го­то­ви­тель­ной неде­лей Ве­ли­ко­го по­ста. А она в свою оче­редь яв­ля­ет­ся на­ча­лом но­во­го Пас­халь­но­го цик­ла. Так за­мы­ка­ет­ся «свя­щен­ный круг» хри­сти­ан­ско­го по­движ­но­го ка­лен­дар­но­го го­да, ос­но­ван­но­го на прин­ци­пах лун­но-сол­неч­но­го вет­хо­за­вет­но­го ка­лен­да­ря. Его точ­ка от­сче­та – День Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния (Пас­ха).

День Свя­той Тро­и­цы – это День Рож­де­ния Церк­ви, и по­то­му ло­гич­но, что сле­ду­ю­щая за ним неде­ля по­свя­ще­на па­мя­ти тех, кто с наи­боль­шей пол­но­той вы­ра­зил ка­че­ства но­во­го че­ло­ве­ка, ис­куп­лен­но­го Ада­ма, пер­вым из ко­то­рых стал Бо­го­че­ло­век Иисус Хри­стос. Это – се­го­дняш­няя «Неде­ля всех свя­тых».

По­ня­тие свя­тость– труд­но­опре­де­ли­мо, но свя­ты­ми име­ну­ют лю­дей, бо­лее дру­гих при­бли­зив­ших­ся к Бо­же­ствен­но­му ми­ру, хо­тя при этом они и со­хра­ня­ют есте­ствен­ные че­ло­ве­че­ские сла­бо­сти и недо­стат­ки. Но глав­ное в них – это энер­гия по­ис­ка и ши­ро­та взгля­да на мир, пре­об­ра­зо­ва­ние его сво­ей де­я­тель­но­стью и при­ме­ром. У каж­до­го из свя­тых был свой непо­вто­ри­мый путь и свое кон­крет­ное жиз­нен­ное по­при­ще, но все вме­сте они го­то­ви­ли тор­же­ство сво­бод­но­го, лич­ност­но­го ми­ро­вос­при­я­тия. Так со­зи­дал­ся мир, в ко­то­ром от­дель­ный че­ло­век (не пар­тия, не класс или «на­род­ная мас­са»!) име­ет ре­ша­ю­щую цен­ность в очах Бо­жи­их. Вспом­ним прит­чи Спа­си­те­ля о блуд­ном (за­блу­див­шем­ся) сыне, о по­те­рян­ных ов­це и драх­ме. Толь­ко та­кой мир пред­став­ля­ет­ся нам един­ствен­но воз­мож­ным и до­стой­ным совре­мен­но­го че­ло­ве­ка. На свет­ском язы­ке его на­зы­ва­ют «пра­во­вым» или «де­мо­кра­ти­че­ским об­ще­ством».