Таинство Покаяния также имеет своей целью преображение человека и приобщение его к новой жизни в Церкви, со Христом и во Христе во Святом Духе.
Апостолы призывали присутствующих на их проповедях людей к покаянию и крещению, дабы все они также получили «дар Святого Духа» и тем самым приобщились к Пятидесятнице, к жизни в Духе Святом - эта возможность с тех пор открыта для каждого из нас.
Также и святые отцы Церкви подчёркивали важность покаяния человека перед Богом, - «Как безумно влюбленный вожделеет к своей возлюбленной, не так ли Бог склоняется к душе, жаждущей покаяния?» (преп. Нил Синайский).
По слову святителя Филарета, «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом».
По мысли же известного греческого богослова Хрѝстоса Андруцоса, «Таинство Покаяния есть Богоучережденный обычай; в нем Бог через иерея прощает совершенные после Крещения грехи тем, кто искренне кается и исповедает их священнику».
Покаяние по-гречески звучит как μετάνοια (метанойа) и означает «перемена ума». В Покаянии человек обновляется и изменяется, духовно очищается и преображается. Покаяние, строго говоря, завершается даже не тогда, когда человек покаялся на Исповеди перед священником.
Окончательное покаяние - как подлинная перемена ума - наступает, когда человек оказывается перед возможностью повторить тот или иной грех, но его не повторяет, потому что этот грех уже не имеет в нем своего начала, своего корня, своего основания.
Хотя не будем забывать и о том, что центральным, важнейшим моментом покаяния все же является исповедание греха перед иереем и очищение души христианина от этого греха силой действующей в Таинстве Покаяния Божественной благодати.
В нашем храме Таинство Покаяния, получившим в Православной Церкви наименование Исповеди, совершается при совершении Литургии. Также можно исповедаться отдельно, не при совершении Литургии, по личной договорённости со священником.